В историческом архиве г. Феодосия [в те времена она называлась Кафой] сохранилась калькуляция расходов византийского купца-работорговца.
Одной из статей его "производственных" расходов значились суммы, потраченные им на закупку чокракской целебной грязи, и на ее доставку от озера в Кафу. Зачем же работорговцу понадобилась эта грязь? В числе пленных,
захваченных крымско-татарскими войсками в набегах на славянские земли, было много молодых девушек и женщин. Свой многострадальный путь в Крым они проходили пешком, в тяжелейших условиях. Длился он не одну неделю.
Естественно, пригоняли их в Кафу, которая была тогда крупнейшим рынком работорговли Крымского ханства, в ужасающем виде и состоянии. Внешний вид невольника-мужчины в меньшей мере отражался на его стоимости, чем внешний
вид и состояние молодой пленницы. Ведь покупали их в основном в гаремы Востока, а поэтому для купцов-работорговцев, перекупивших по маленькой цене таких пленниц у захвативших их ордынских воинов, вставал вопрос "предпродажной
подготовки товара". Только привлекательный "живой товар" они могли перепродать с большой выгодой купцам, приплывшим из стран Востока. В такую "предпродажную подготовку" кроме усиленного питания в течение нескольких недель
входило и грязелечение с помощью целебной грязи озера Чокрак.
Но чокракская грязь применялась не только в качестве лечебной косметики. Как лечебное средство, при большом перечне самых различных заболеваний, она использовалась в течение всех этих тысячелетий всеми народами,
населявшими когда-либо Тавриду-Крым. Озеро всегда было местом паломничества для тех, кто нуждался в его целительной силе. Интересен еще такой факт. Табибы [лекари], находящиеся при Татаро-ордынском войске, при выступлении
в многомесячные боевые походы брали с собой высушенную чокракскую грязь в большом количестве. Ею они лечили [наряду с другими, имеющимися в их распоряжении лекарственными средствами] заболевших или получивших
ранения воинов.